Когда инвесторы после августовского кризиса 98-го сворачивали бизнес в России, компания Ford приняла решение начать здесь сборку своих автомобилей. За пять лет Ford Focus стал лидером продаж. Глава Ford Motor Company в России Хенрик Нензен знает, как надо строить автомобильный бизнес в России.Почему компания решила построить завод в России?
- Ford принял решение строить завод в России в феврале 1999 года, когда большинство западных компаний закрывали свои офисы и уезжали из России после августовского кризиса. Казалось бы, нелогично начинать бизнес в стране тогда, когда все его сворачивают. Но мы высоко оценивали перспективы российского рынка и, как показывает практика, не ошиблись в своих прогнозах. В 2000 году, когда я приехал в Москву, было продано 47 000 иномарок, как ввезенных в страну, так и произведенных здесь. А в прошлом 2004-м -- уже 353 000. Такой рост не может показать ни одна европейская страна. А к 2010 году по нашим прогнозам количество продаваемых в России иностранных машин превысит миллион.
Многие ведущие западные автоконцерны тоже высоко оценивают потенциал российского рынка. Однако строить свои заводы предпочитают в Восточной Европе: Чехии, Румынии, в бывших странах СНГ -- Украине и Узбекистане, чтобы ввозить машины, а не производить их здесь. Почему? - Всегда более выгодно не ввозить машины, а производить их в стране. Прежде всего это позволяет снизить цену автомобиля. Ford работает в режиме свободного таможенного склада, и так как Ford Focus имеет российское происхождение, не платит таможенные пошлины. А это около $3000.
Налоговые и таможенные льготы -- это единственный сегодня для вас способ снизить цену автомобиля?
- Нет, не только. В России более низкая стоимость труда. Кроме того, снизить стоимость автомобиля можно за счет комплектующих российского производства. Сегодня около 25% себестоимости Focus -- это цена комплектующих, произведенных в России (естественно, это не значит, что машина на четверть состоит из российских деталей). Мы продолжаем искать партнеров, которые могли бы поставлять автокомпоненты не только на наш завод во Всеволожске, а и на европейские заводы. Ford также поддерживает намерения российского правительства снизить таможенные пошлины на ввоз автокомпонентов для производства автомобилей полного цикла.
Насколько велика разница между тем, что вы ожидали получить на российском рынке, и тем, что получили?
- Я бы сказал, что наши результаты превзошли ожидания. И по объемам продаж, и по доходности бизнеса, и по качеству автомобилей. Качество российской сборки по шкале внутренних оценок компании даже выше немецкой. В последние два года Ford Focus стал самой продаваемой маркой в России. И мы стоим сегодня перед проблемой -- как удовлетворить растущий спрос на наши автомобили. Когда мы открыли завод, он работал в одну смену, а сегодня -- уже в три.
То есть Россия перестает быть страной только дешевых автомобилей?
- Российский потребитель сегодня не менее требователен, чем европейский. И уж, конечно, он знает о машине гораздо больше. В нашем случае это означает, что мы должны предлагать самые последние технологии и самые последние модели. И именно поэтому мы переходим на производство новой модели Focus в мае одновременно с нашими европейскими предприятиями. Мы считаем, что не можем позволить себе предлагать старые модели, даже если они дешевле. Мы исходим из того, что российский клиент ищет качество.
Автомобильная индустрия -- бизнес глобальный, и Россия не может замкнуться и остаться уникальным рынком со своими уникальными продуктами и сетью поставщиков. Россия должна быть интегрирована в общеевропейскую автоиндустрию и продавать свою продукцию в европейские или другие страны. Подобная интеграция создаст дополнительные рабочие места.
Сколько, на ваш взгляд, должна стоить иномарка российской сборки, чтобы, с одной стороны, она была доступна для потребителя, а с другой -- ее было выгодно производить?
- Я предлагаю отойти от привычного взгляда. Обычно мы говорим о цене приобретения автомобиля. Но в Европе и во всем мире принято учитывать не только те деньги, которые вы выкладываете, покупая машину, а и стоимость ее эксплуатации. С точки зрения так называемой стоимости владения Focus -- наиболее доступный. Например, техобслуживание Focus нужно делать каждые 20 тыс. км, и это стоит џ50. Коме того, автомобиль можно приобрести в кредит.
Источник: Огонек